Ветер перемен: розница и производители ловят тренды

26.10.2012

 Эпиграфом к сессии стала фраза: «Тот, кто почуял ветер перемен, должен строить не щит от ветра, а ветряную мельницу». Действительно, в секторе FMCG перемены случаются постоянно, и «поймать тренд» - жизненно важно как для розницы, так и для производителей. Кому удается сделать это первому, остается на коне.

В начале сессии модератор Мария Ишкова – директор по развитию «Руспродсоюз» - озвучила основные и противоречивые FMCG-тренды:

- относительно низкая платежеспособность россиян

- низкая удовлетворенность уровнем жизни

- россияне склонны тратить, нежели делать сбережения

- шопинг для россиян – быстрый способ сделать свою жизнь лучше

- изменение потребления: усиливающийся тренд на здоровое питание. Не жалеют денег на качественное детское питание, охлажденное мясо, рыбу, овощи и фрукты.  Россияне стали меньше тратить на замороженные полуфабрикаты и алкоголь.

Подтвердил правильность трендов Леонид Гутин, директор управления планирования ассортимента ГК «Дикси». «После проведенного нами ребрендинга к нам пришел новый покупатель. И мы предложили ему то, что он хочет. На осознание этих потребностей  у нас ушло два года. Человек приходит в наши «магазины у дома» за самым необходимым сейчас, докупить свежие продукты, хлеб, молоко. Мы отмечаем рост категории «овощи-фрукты» в полтора раза по сравнение с уровнем до ребрендинга. Тренд на здоровое питание мы действительно наблюдаем. Если в 90-е годы покупка фруктов означала «побаловать себя», то сейчас это четко сформированная ежедневная необходимость».  Сеть регулярно мониторит емкость категории, смотрит результаты бенчмаркинга, запрашивает данные производителей и поставщиков, сверяет свои данные продаж и регулярно спрашивает и слушает своих покупателей.

Вопросы ввода товаров на полки в сети живо обсуждался на сессии. Ввод и вывод нового товара на полки – это серьезный экономический вопрос для сетей и всегда - затраты.Российские сети сегодня пришли к общеритейловой практике четкого подсчета емкость каждого SKU. В принятии решения первостепенным становится ответ на вопрос – что даст ротация данного товара? У «Дикси» ассортиментная матрица не меняется. Только 3-4% ассортимента подвижны: это зависит от региона и типа магазина.  Участники сессии живо откликнулись на вопрос модератора поделиться временными рамками ввода нового товара на полки. В среднем это занимает от 2 до 8 месяцев. Рекордом ввода одной позиции в сеть из ТОП-10 стали 3 года для одного из чайных брендов.

Вопрос о конкуренции и росте сетей вызвал живую реакцию спикеров и аудитории. Андрей Чечин, коммерческий директор OZON.ru справедливо заметил, что «все ритейлеры борются за один кошелек. В регионах есть куда расти и идти. В городах с населением от 100.000 человек доступность к ассортименту электроники и бытовой техники составляет 25% по сравнению со 100% в Москве и Санкт-Петербурге. Реальными «вызовами» интернет-ритейла являются управление доступностью и управлением товаром. Из 36000 российских интернет-магазинов только 15% работают с легальным товаром.  Львиной долей интернет-магазинов владеют «частники», торгующие узким ассортиментом по демпинговым ценам. Маржа в 1% позволяет им неплохо зарабатывать, но демпинговыми ценами и «серым товаром» они подрывают рынок».

Ситуацию роста сетей прокомментировал Кирилл Терещенко, исполнительный директор по каналам современной торговли Kimberly-Clark. «Рост сетей имеет и  негативный эффект. В городах-милионниках сейчас уже есть все сети из ТОП-10. Фактически планы по росту сети и открытию новых магазинов из ТОП-10 выполнил только «Магнит». Вновь открывшиеся сетевые супер- и гипермаркеты федеральных сетей в новых регионах  не выходят на планы по среднему чеку и количеству покупателей ни через 3, 6 месяцев,  ни даже через год. Это означает для производителей, что каждый новый магазин не приносит увеличения по объему продаж, а работа с федеральными сетями требует от них высоких инвестиций». Г-н Терещенко обратил внимание производителей на традиционную региональную розницу, которая часто более прибыльна и требует гораздо меньше инвестиций, чем у федеральных ритейлеров.

Ирина Болотова